матиз
Главная страница Оглавления Оставьте, пожалуйста, свой отзыв
Статья о «Матизе»
Огромный соблазн приврать, что покупка «Матиза» стала закономерным следствием долгого и целенаправленного поиска. Дескать, в результате кропотливого изучения журнальных статей, в которых говорится о надежности, неприхотливости, экономичности и относительной безопасности машинки я, рассмотрев множество других вариантов, в конечном итоге остановил выбор на замечательном узбеке. На самом деле, все, конечно, было не так. Просто не хватало денег на покупку более дорогого автомобиля, а не старая ещё «Семерка» донимала постоянными поломками, поэтому я мечтал поскорее избавиться от неё. Скажу больше, жена и слышать не хотела ни о каком «Матизе»: «С ума сошел, двое детей! Мы же в него не влезем», так что первое время я очень серьезно присматривался к «Самарам» и «Десяткам». Может быть, в итоге и купил бы какую-нибудь «пятнашку», если бы ненавязчивый сервис одного из жигулевских салонов не заставил меня кардинально поменять планы.
Дело было так: как-то раз я, уставший и сердитый, возвращался с работы. По дороге заехал в автомагазин. У меня и в мыслях не было покупать машину, хотелось просто развеяться после напряженного дня. Но как только я вошел в зал, ко мне тут же подскочил молодой человек в отутюженном с иголочки костюме, с голливудской улыбкой на тонких губах и до блеска начищенных лакированных ботинках:
- Чем могу вам помочь? – бодро накинулся он на меня.
В то время я работал завучем в школе. В течение дня приходилось настолько много общаться с учителями, школьниками и их родителями, что к вечеру хотелось только одного: тишины. Поэтому при появлении менеджера я почувствовал легкую досаду, но не стал показывать виду, улыбнулся в ответ и вежливо объяснил юноше, что собираюсь купить «пятнашку», вот ту, которая в прайслисте оценена в 204000 рублей, но не сейчас, а, быть может, через месячишко, когда у меня начнется отпуск.
- Зачем же тянуть? – возмутился продавец. – Цены постоянно растут, инфляция. Покупать надо прямо сейчас, - наставительно заявил он. – И потом – почему «Жигули»? Возьмите «Нексию», стоит всего десять тысяч, зато… - тут же принялся предлагать парень, а я ощутил легкое раздражение.
- Нет, меня интересует «Пятнадцатая» - безапелляционно потребовал я, менеджер осекся, с удивлением посмотрел на меня, но тут же снова воодушевился.
- Отлично, - заявил он, - мне, кстати, тоже нравятся «Самары». Пойдемте. Я вам сейчас покажу автомобиль. Это хороший выбор. А мы сделаем из вашей машинки конфетку, - пообещал он. Молодой человек раскрыл толстую папку и принялся листать её:
- Так, сюда мы сейчас установим стеклоподъемники, обогрев сидений, зеркала от иномарки, легкосплавные диски, можно парктроник, все равно стоит гроши: сделаю долларов за восемьсот…
Чувствуя, что во мне разгорается едкий уголек злости, я попытался было остановить разошедшегося менеджера, но тот прервал меня на полуслове:
- Вы любите музыку?
- Да, в общем, да - промямлил я, сбитый с толку напором продавца.
- Замечательно! – прокричал парень и … фамильярно похлопал меня по плечу. Этого делать не стоило: вот теперь я точно начал свирепеть, но молодой человек совершенно не замечал моего состояния.
- Только для вас у меня есть эксклюзивное предложение, - с восторгом шумел он. - Со скидкой – превосходная акустическая система. Лучшая музыка в городе. Я-то знаю, что вам нужно, - уже почти кричал менеджер, пританцовывая вокруг меня. – Ведь мы с вами - оба люди в галстуках…
Промах! Какой же это был промах! Костюм как символ принадлежности к офисной братии всю жизнь вызывал у меня чувство отвращение. В пиджаке я ощущал себя так, будто на меня натянули мешок: руки деть некуда, карманы торчат, борта топорщатся, галстук давит на шею. Однако из соображений этики я целый год вынужден был ходить на работу именно в ненавистном костюме: школьникам запрещали носить джинсы. Тем сильнее мне не понравились инсинуации продавца.
- Стоп, - зарычал я дрожащим от негодования голосом, выставляя вперед ладонь. По-видимому, вид мой был страшен: менеджер поперхнулся на полуслове, привычная голливудская улыбка, хоть и не покинула его лица, но придала ему испуганно-просительное выражение.
- Перестаньте мне впаривать все эти ваши парктроники, - бушевал я, - мне нужна голая машина, никаких обогревов и зеркал, понимаете?
Парень поерзал, кивнул, тяжело вздохнул и - признался:
- А мы все «Лады» продаем с допоборудованием. Как минимум – на тысячу долларов.
Дальше я не дослушал. Развернулся и, не прощаясь, вышел из магазина. Очень злился. Есть у меня черта: болезненно отношусь к попыткам сделать из себя дурака. В таком вот настроении и отправился домой. Уже знал, что никаких «Жигулей» покупать не стану. Принципиально. От обиды. А тут как раз – смотрю, перед въездом в автосалон прямо напротив моего дома разгружают партию «Матизов». Я – к менеджерам. Выясняется: только что привезли машины в базовой комплектации по вполне подходящей цене. Такое везение окончательно решило дело. Тут же отобрав себе малышку песочного цвета, я попросил продавца: «заверните мне эту», снял с карточки деньги, и, расщедрившись на установку дорогой сигнализации - средств хоть впритык, но хватало- помчался домой: порадовать жену.
Через пару дней к порогу автосалона вывели весь исходящий паром - только что с мойки – новенький автомобиль. Менеджер шикарным жестом распахнул передо мной дверь и вручил ключи…
Устроившись на сиденье, я, не спеша, проверил документы, закрепил панорамное зеркало, пробежался глазами по выключателям и приборам и – наконец, тронулся в путь.
Первые ощущения – ошеломили. До сих пор не могу объяснить свои тогдашние чувства. «Матиз» мне совершенно не понравилась. То ли я слишком многого от него ожидал – как никак, иномарка, то ли и впрямь существуют некоторые особенности этого автомобиля, к которым приходится привыкать. Вполне возможно. По крайней мере, уже на следующий день я наслаждался ездой на малютке, радовался тому, какую замечательную машину приобрел и недоумевал по поводу давешнего разочарования. При первой же поездке мне не понравилось все.
Во-первых, сразу бросилась в глаза необъяснимая бедность базовой комплектации. Нет, я не про кондиционер или ГУР: с ними все ясно - дорогие опции, отсутствие их естественно на дешевой машине. Но много ли сэкономишь на потолочных ручках над сиденьями пассажиров - вместо них пришлепнуты кургузые заглушки? Или на полке багажника? А почему нет прерывистого режима работы стеклоочистителей: вряд ли реле с прерывателем стоит на порядок дороже двухрежимного? Не понимаю! Так мне ещё и повезло: говорят, мой «Матиз» был одним из первых автомобилей в базе, на задние двери которых стали устанавливать обогрев стекла, стеклоочиститель и омыватель. В автосалонах до сих пор встречаются машины без этих опций.
Часть огрехов комплектации я вынужден был исправлять самостоятельно. Привычка постоянно возить с собой множество всякого барахла заставила установить крышку багажника. Кроме самой полки пришлось купить пластмассовые держатели. Они чуть-чуть не подходили по размерам, поэтому потребовалось поработать ножовкой. После подгонки крышка как родная встала на свое место. А чтобы не нужно было в открытом положении придерживать её рукой, подобрал подходящие по форме пистоны и, вставив их в уже просверленные и закрытые заглушками отверстия в раме задней двери, подцепил к ним полочку: теперь при открывании двери багажник автоматически распахивается, предоставляя свободный доступ к вещам. Все детали обошлись в общей сложности в 1040 рублей.
Затем на сервисе за полторы тысячи заменил реле стеклоочистителя и подрулевой выключатель. Дворники стали работать в нормальном режиме. Осталось только прикупить новые щетки - родные оказались просто безобразными и лишь размазывали грязь по стеклу – и машине стала нестрашна любая непогода. Три щетки – их пришлось покупать по-отдельности, так как все они отличались по размерам, обошлись в 550 рублей.
Второй нюанс, который сразу же обратил на себя внимание – короткая подушка водительского сиденья. Поначалу казалось, что при первом же торможении я просто слечу с неё на пол. Но – удивительное дело – неприятное ощущение вскоре прошло, и сейчас я чувствую себя в машине довольно комфортно. Напротив, высокая посадка гарантирует удобный вход в салон и хороший обзор, а жесткое кресло с небольшим поясничным валиком и легкой боковой опорой не утомляет. По крайней мере, при недолгой езде. В длительных же путешествиях начинает ощущаться узость спинки: не знаешь, как устроиться поудобнее так, чтобы перестали давить под лопатки выпуклые края кресла.
Но главное, что обеспокоило меня во время первой поездки – чувствительность машины к боковому ветру. Так уж не повезло, что покупка состоялась в ненастный день: шел проливной дождь и дуло настолько сильно, что с деревьев то и дело сыпались переломанные ветки. Мой «Матиз» вздрагивал и норовил ринуться в сторону при каждом мало-мальски сильном порыве, приходилось постоянно быть на чеку и удерживать его на своей полосе. На утро же засветило солнце – и я поразился четкости, с которой управляется машина на трассе. В хорошую погоду она вполне сносно держит дорогу, а при маневрах мгновенно реагирует на малейшее колебание руля, уверенно – без лишних кренов и раскачиваний - входит в повороты. Но вот ветра - не по ней. Впрочем, этот недостаток почти полностью устраняется заменой корейской резины на более качественную. Не так давно мне довелось прокатиться на машинке, обутой в шины марки «Континенталь». Автомобиль куда более уверенно держался на шоссе и горделиво игнорировал любые порывы ветра.
Кстати, с резиной связана и ещё одна сложность: далеко не в каждом магазине продаются рекомендованные производителем покрышки размером 145/70 R13 или 155/65 R13. Однако мастера одного из авторизованных техцентров УзДЭУ заверили меня, что можно использовать более доступные колеса 155/70 R13. Поставив на зиму резину с такими параметрами, я без проблем отъездил сезон: ничего нигде не задевало и никак отрицательных последствий для подвески автомобиля не последовало. Похоже, подобная замена действительно приемлема.
А вот менять трансмиссионное масло с причудливыми характеристиками SAE 75W-85 на какую-то другую смазку в дилерском сервисе категорически запретили. Пришлось в поиске расходника объехать весь теплостанский район. Масло ZIC с подходящими параметрами - по цене, если не изменяет память, 190 рублей за литр - удалось обнаружить лишь на рынке в Ясенево. Говорят, есть ещё такой же Castrol, но он стоит гораздо дороже.
Раз уж речь зашла о негативе, то, прежде чем начинать хвалить «Матиз», упомяну о ещё некоторых неприятностях, которые выявились в первый же день эксплуатации.
Во-первых – довольно жесткая подвеска, обладающая к тому же и весьма коротким ходом. Пожалуй, на сегодня главная моя претензия к машинке связана именно с этой особенностью. Ухабистые загородные шоссе – не для неё. Мне довольно часто приходится бывать в Серпухове. С какого-то момента я просто не выдержал и перестал пользоваться жесткой и с многочисленными неровностями скоростной Симферопольской трассой. Объезжаю её по петляющему через многочисленные деревни, зато гладкому и без колдобин старому шоссе. Теперь задним пассажирам не приходится то и дело потирать ушибленную макушку, а мне – переживать за машину. Давно позабыл я и про стоянки на бордюрах: забраться-то на них - не проблема, а вот съехать так, чтобы на спуске не громыхнула металлом полностью отработавшая подвеска, удается не всегда. Сознание же того, что за счет жесткости пружин автомобиль приобрел завидную управляемость, не утешает: когда гулким буханьем по ушам и спине отдается каждая неровность дороги, невольно начинаешь желать покоя и комфорта.
Ещё я не в восторге от тормозов. Если сравнивать с теми же «Жигулями», то, пожалуй, «семерочные» выглядели даже более предпочтительно. По крайней мере, на новой машине. На «ВАЗе» скорость торможения регулируется не столько силой нажатия, сколько тем, насколько глубоко прожата педаль. На «Матизе» же - совсем другое дело. При плавном замедлении – претензий нет. Но если нужно быстро остановить машину – ощущение такое, что с какого-то момента педаль просто замирает на месте, и дальнейший результат достигается за счет силы или резкости давления на неё. Подобное чувство у меня возникало только на «Оде», у которой тормоза всегда оставались далеко не самым сильным местом.
Ну и, пожалуй, сообщу ещё о том, что надежды на тишину в салоне иномарки не оправдались. Хотя в этом плане «Матиз», безусловно, превосходит любую отечественную машину, все же на больших оборотах рычание двигателя становится более чем ощутимо и может соперничать разве что с гулким шуршанием жестких покрышек по асфальту. Да и обивка салона нет-нет, да и дает о себе знать: то здесь, то там что-то поскрипывает, побрякивает и посвистывает. Впрочем, меня эти мелодии не раздражают, тем более что интенсивность звуков не велика и даже на большой скорости можно без напряжения беседовать с соседом.
Если придираться, то в числе претензий к «Матизу» я бы назвал его странную повадку не заводиться с первого раза: я узнавал, такая привычка свойственна не только моему железному пони. В Интернете на форуме матизклуба разгорались ожесточенные дебаты о причинах такого поведения. По-моему, к единому мнению владельцы машинок так и не пришли. Я же перестал обращать внимание на это свойство малолитражки: как только понял, что она всегда безотказно заводится со второй попытки.
Можно посетовать на малоемкий аккумулятор в 35 А. Зимой он быстро умер из-за лампочки освещения салона, которую я позабыл выключить, отправляясь на обед.
Очень хрупкое лобовое стекло: за год эксплуатации оно все покрылось сколами и трещинами от отлетающих с дороги камней.
Машина немножко туповата на разгон: ещё бы, при трех цилиндрах. Но, опять же, по мере привыкания к автомобилю негативные ощущения, связанные с недостаточной приемистостью, быстро исчезают. Учишься активнее раскручивать двигатель на низких передачах, ловя тот неширокий диапазон оборотов, при котором мощность машины – заметно возрастает. Очень необычное ощущение, когда автомобиль до какого-то момента медленно, натужно и как бы нехотя разгоняется, а затем - вдруг в одно мгновение буквально выпрыгивает вперед, за секунды увеличивая скорость на десятки километров. А потом – стрелка снова застревает на одном месте. Знак, что надо переключаться на следующую передачу.
Но, не смотря на все недостатки, малолитражка мне нравится; более того, вполне возможно, следующий мой автомобиль будет тоже «Матизом», наверное, только в чуть более дорогой комплектации.
Почему? Во-первых, и это самое главное – на спидометре 70000, а ещё ни разу не приходилось обращаться на сервис за ремонтом. В Интернете я однажды отыскал рейтинг надежности новых машин, составленный по материалам Государственной службы контроля технического состояния автомобилей Германии. «Матиз» оказался включенным в двадцатку самых лучших моделей мира с коэффициентом поломок равным 3,7% при среднем уровне в 5,3%. Я тогда усомнился в достоверности результатов исследования. Сей

Hosted by uCoz